Главная Пресса Статьи «Простодушная графиня» отмечает 80-летие

«Простодушная графиня» отмечает 80-летие

E-mail Печать PDF

Вера ВасильеваВера Васильева впервые переступила порог Московского театра сатиры в 1948 году, чтобы остаться там на всю жизнь. Здесь были сыграны ее лучшие роли. Именно на этой сцене 30 сентября пройдет творческий вечер, приуроченный к 80-летнему юбилею народной артистки.

Она родилась 30 сентября 1925 года в простой рабочей семье, но с детства мечтала о карьере актрисы и своего добилась. Однажды мамина приятельница повела Веру в Большой театр на «Царскую невесту», и девочке открылась другая жизнь, непохожая на скромное существование ее семьи. Можно сказать, что с этого момента судьба Веры Васильевой была предрешена.

В предвоенные годы Вера подружилась с Катей Розовской, ныне известным театроведом. Вместе они бегали в МХАТ, и обе мечтали, как будут артистками. Подруги особенно любили смотреть старые спектакли, поставленные еще Константином Станиславским. В июле 1941 года, когда начались первые бомбежки Москвы, Вера вместе с другими сверстницами дежурила на крыше своего семиэтажного дома, гасила зажигательные бомбы в ящиках с песком. Несмотря на трудности военных лет, мечта о профессии актрисы не покидала ее, и в 1943 году она поступила в Московское городское театральное училище. Окончив его в 1948 году, Васильева стала артисткой Московского академического театра сатиры, с которым с тех пор связана вся ее творческая жизнь. Первой работой в театре стала главная роль в спектакле «Лев Гурыч Синичкин».

В кино актриса дебютировала еще студенткой в роли монтера в фильме Константина Юдина «Близнецы», а вскоре последовавшие одна за другой роли в «Сказании о земле Сибирской» и «Свадьбе с приданым» сделали ее знаменитостью и всеобщей любимицей. Старт Васильевой был стремительным, известность пришла почти сразу. В этих фильмах изображалась жизнь, ничего общего не имевшая с реалиями советского быта. Васильева играла в них повязанных деревенским платком совсем обыкновенных девушек, но казалась простодушной царевной из наивной полусказочной страны. Ее героини становились воплощением народной мечты о счастье, надежды, жажды праздника.

Спустя почти 50 лет Вера Васильева считает, что ее успех мало зависел от нее самой и благодарит благоволившею к ней судьбу. «Если бы сегодня пришлось начинать с нуля, вряд ли преуспела бы, – печалится актриса, – слишком характер мягкий, покладистый, с таким не выжить. Не умею завязывать знакомства, предлагать себя, напрашиваться на роль».

К 25 годам Васильева уже была дважды лауреатом Сталинской премии, но в дальнейшем ей подолгу приходилось сидеть без работы. Иногда ожидание новой роли растягивалось на несколько лет. Только однажды она попросила у главного режиссера Московского театра сатиры Валентина Плучека роль Раневской в «Вишневом саде». Валентин Николаевич ей отказал, и Васильева, по ее собственным словам, «больше не высовывалась». Но мечта все-таки сбылась. Эту заветную роль Вера Васильева сыграла в Тверском драматическом театре, куда ее пригласили специально. Она побывала с этим театром во многих городах России, была на гастролях в Греции и Германии, где «Вишневый сад» имел большой успех.

В Театре сатиры одной из лучших сыгранных Васильевой ролей стала графиня Розина в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше. Ее утонченная героиня пленяла своей женственностью и нежным простодушием, почти безропотной готовностью оправдать и простить. В Театре сатиры она была занята в таких разноплановых спектаклях, как «18-й верблюд», «Молодость Людовика XIV», «Молчи, грусть, молчи», «Ревизор», «Священные чудовища». Несмотря на то, что Вера Кузьминична всю жизнь работает в Театре сатиры, в ее игре нет черт гротеска, сценического сарказма. Ее юмор мягок, а простота и лиричность добавляют очарования любой из ее ролей.

В одном из интервью Вера Васильева сказала: «Я познала все. Иногда даже мечтала: был бы муж режиссером, а не актером, как мой, давал бы роли в своих фильмах, спектаклях. Впрочем, думала об этом абстрактно, теоретически». Ее муж – Владимир Ушаков, также работает в Московском театре сатиры. Она часто думает о прошлом и сожалеет об ушедших временах и духе актерского братства: "Раньше у Любимова или Эфроса собирались единомышленники, те, кто не боялся правды, искал и находил ответы на острые вопросы. Сегодня спектакль все чаще становится зрелищем, шоу, а не интеллектуальным поединком. Да и режиссеры изменились. Ничего не имею против Серебренникова или Женовача, но мне привычнее другое".

Вере Васильевой подвластны любые роли, но притягивает классика, и, по ее собственному признанию, современную литературу она читает с трудом. Зато актриса любит мемуары и с удовольствием перечитывает Стефана Цвейга, рассказы Антона Чехова и Виктора Астафьева, поэзию Андрея Дементьева.

Свой возраст Вера Васильева не чувствует, наверное, поэтому выглядит так, как будто ей известен секрет Макрополуса, и надеется, что до последнего дня останется востребованной, нужной. "Хорошо бы умереть на сцене, в работе, – смеется Васильева. – От смерти не убежишь, не боюсь ее, прошу лишь, чтобы уход был скорым, на лету. Страшно оказаться в пустоте в ожидании финала".