Главная Пресса Статьи Воительница русской сцены

Воительница русской сцены

E-mail Печать PDF

Вот уже четырнадцать лет существует творческий союз известной столичной актрисы с периферийным театром. В 1988 году в Орле проходил первый Всероссийский фестиваль «Лучшие актерские работы театров России». Год проработавшие в местном драматическом театре им. Тургенева художественный руководитель Борис Голубицкий и его жена завлит Ольга Нестерова договорились с московским Театром сатиры о том, что столичные знаменитости привезут в провинциальный город «Воительницу» Лескова.

И вот долгожданный день наступил: промозглая погода не располагала к радостным встречам, Голубицкий нервно ходил по перрону местного вокзала. Сама Воительница, народная артистка СССР Вера Васильева, ступила на орловскую землю практически без голоса, с жуткой аллергией. Голубицкий подключил лучших орловских врачей - и Васильева отыграла спектакль на одном дыхании. Но чего стоил этот день! Художественный руководитель - новый человек для Орла - здорово рисковал своим авторитетом, а известная актриса относилась к каждому своему спектаклю как к премьере: особо любимая в провинции, она никак не хотела растерять эту любовь.

Орловский драмтеатр не намерен был расставаться с Васильевой. Голубицкий - большой поклонник Островского - нашел у русского драматурга для замечательной актрисы много интересных ролей. Но сказать: «Вера Кузьминична, я вижу вас другой» - не решался. Совершенно неожиданно актриса сказала сама: «Кручинина - тайная мечта всей моей жизни». «Без вины виноватых» Голубицкий ставил по-своему: по его режиссерской версии, Кручинина приехала не в плохой театр с пошлыми интригами, а в провинциальный коллектив хоть и не с громкими именами, зато с оригинальными талантами. Ох, уж тут Васильева и орловские актеры выложились: они играли жизнь, самих себя и чувства друг к другу.

Орловский драматический называет себя Домом Тургенева, домом русской классики, а Васильеву - своей охранительницей. В конце 80-х Голубицкого считали несовременным, критики поводили носами: «А где же ритм жизни, где перестройка?" Лесков, Островский, Тургенев, Андреев многими театрами России были объявлены неактуальными. Голубицкий переживал, но от классики не отказывался, всенародно любимая Вера Васильева стала для него опорой. Гастроли в Пскове, Петрозаводске, Тамбове, Пензе, Днепропетровске, Белгороде, Туле, Санкт-Петербурге, Москве и болгарском Разграде проходили с триумфом.

Третьим и пока последним общим спектаклем Орла и Веры Васильевой стала «Филумена» Эдуардо де Филиппо. Голубицкий и Васильева не стремились передать итальянский колорит пьесы. Васильева считает, что играет обычную русскую женщину, каких много, у кого судьба складывается почти как у Филумены - где-то любимый человек, у которого другая семья, а у тебя уходящая молодость, жизнь в ожидании чуда, жажда семейного счастья. И орловские женщины на спектакле сравнивали судьбу Филумены со своей - смеялись и плакали.

А что же муж нашей примадонны? Актер Театра сатиры Владимир Ушаков, блистательно сыгравший Максима в «Свадьбе с приданым", ценит верность во всем - в отношениях супругов, друзей, в отношении актера к театру и театра к актеру. Владимир Петрович - непререкаемый глава семьи, очень строгий критик. Когда он несколько раз приезжал в Орел на спектакли с участием жены, Вера Кузьминична волновалась как никогда. Однажды Вера Кузьминична пошутила: «Я не изменяла мужу и своему театру. А если и изменяла, то только с Орлом». Орел в признание особых заслуг Васильевой перед жителями города наградил актрису Тургеневской премией, которой удостаиваются обычно только орловские актеры. И Ушаков, побывав в Орле и увидев, как здесь любят Веру Васильеву, пришел к такому же шутливому выводу: «С Орлом изменять можно».