Главная Пресса Статьи «Вся Россия – мой сад»

«Вся Россия – мой сад»

E-mail Печать PDF

Юбилей народной артистки СССР - Лауреата Государственных премий Веры Кузьминичны Васильевой. Полно! Для всех нас она по-прежнему Вера Васильева. Таково свойство ее замечательного таланта.

Собственно, ясно это стало давно, после первой ее роли в фильме Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской». Только лишь появилась на экране Настенька - девушка-солдат, регулировщица, крепкая, румяная сибирячка, с лучистыми смеющимися глазами, с ямочками на щеках, - как у нас возникло чувство, будто давно мы знакомы. Роль Настеньки принесла актрисе поистине всенародную любовь и признание. И - случай единственный! - студентка театрального училища стала лауреатом Сталинской премии.

Счастливая судьба, скажем мы. Однако счастливый дебют не редкость. Главное, что потом. А необычайная популярность и зрительская любовь, к счастью, Веру Васильеву уже не покидали. Голос ее звучал по радио, и песенку «Не задерживай движенье, проезжай без промедленья...» за ней напевали повсюду. Родилась, по сути, звезда русского мюзикла, сказали бы мы сегодня, потому что и другая ее роль (уже в Театре сатиры, ставшем с той поры родным домом актрисы) тоже была вполне музыкальной. Кто сейчас вспомнит образцовую колхозницу, которой по ночам снился вождь всех народов? А бесхитростные куплеты «На крылечке вдвоем...» в милом улыбчивом исполнении Веры Васильевой звучали на радио многие годы.

Между тем театральная фортуна была к ней порой очень неблагосклонна. Хотя уже вполне обнаружился широкий диапазон ее замечательного таланта. Она заблистала в «Женитьбе Фигаро» Бомарше. Ее Графиня была так меланхолически очаровательна, так по-женски грустна. А после великолепной Городничихи из «Ревизора» стало ясно, что Васильева - замечательная актриса театра Гоголя и Островского! Увы, актриса познала и горечь «мертвых сезонов».

Но удивительна и неповторима сама личность Веры Кузьминичны! Нет ролей в Москве? Она открывает для себя Чехова в... Твери. В элегически чистом, осеннем «Вишневом саде» в постановке тверского режиссера Веры Ефремовой, в превосходном, надо сказать, окружении она блистательно играет Раневскую. С этой роли для актрисы началась новая пора - ее открытие провинции. Помню, возвращаясь ночью из Орла, после премьеры «Без вины виноватых», когда проводница поставила чай, а Вера Кузьминична на правах хозяйки разворачивала сверток с бутербродами, я подумал о том, что вот точно так же, должно быть, и актриса Кручинина, которую только что вдохновенно и с таким поразительным знанием провинциальной жизни играла на орловской сцене Вера Кузьминична, отправлялась после спектакля ночным поездом, чтобы встретить утро в другом городе на другой сцене. Это смешение времени, жизни и сцены было ошеломляющим, казалось, все еще продолжается спектакль. Нет, сходство это было вовсе не таким уж случайным. Знаю, как любит Вера Кузьминична улицы Твери, спуск к мосту в Орле. Должно быть, поэтому облик актрисы Веры Васильевой как-то плохо ассоциируется у меня с актерским бомондом, с отдыхом на Канарах (что вообще-то было бы вполне естественно) или с блеском на торжественных подиумах (хотя редко, кто так тепло, с таким умом и женским обаянием умеет поздравить на сцене юбиляра или сказать совсем небанальные слова при торжественном вручении театральной премии). Для меня облик актрисы Васильевой - в одном ряду с актрисами-подвижницами, актрисами-странницами, делившими свою театральную жизнь между столицей и провинцией: Пелагеей Стрепетовой, Гликерией Федотовой, Марией Савиной. Неудивительно, что так дорожат мнением Веры Кузьминичны - члена жюри конкурса «Окно в Россию», обращенного к театрам провинции.

Я вспомнил о М.Г. Савиной не случайно. Вера Кузьминична - прямая наследница и продолжатель ее великого дела. Савина основала «Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям» (из которого выросло ВТО, ныне СТД). Вера Кузьминична много лет бессменно возглавляет социально-бытовую комиссию СТД. И кто из актеров в минуту жизни трудную, в час беды не вспомнит, что есть на свете Вера Васильева и, стало быть, беда не так велика. Для многих и многих Вера - в самом деле и Надежда, и Любовь!

На редкость насыщенны, творчески богаты и разнообразны последние годы актрисы. У нее свой индивидуально неповторимый репертуар и своя, если хотите, творческая программа.

В родном Театре  сатиры она играет знаменитую актрису Эстер в «Священных чудовищах» Жана Кокто, на Малой сцене открыла для нас «Воительницу» Лескова.

В Новом драматическом театре она играет боярыню Пехтереву в «Ассамблее» Гнедича, а недавно мы увидели ее в роли молодящейся вдовы, ослепленной последней любовью, в комедии Островского «Блажь».

В промежутках - родная провинция, Орел, где ее ждут Кручинина и Филумена Мартурано.

А ведь, помимо всего этого, Вера Васильева - автор превосходной книги «Продолжение души. Монолог актрисы».

С юбилеем, дорогая Вера Кузьминична!